Буква о на конце наречий с приставками

Буквы О А на конце наречий с приставками из, до, с методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме
Буква о на конце наречий с приставками. Буквы О А на конце наречий с приставками из, до, с методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме ИНК присоединяют только к словам ж.

Буквы О А на конце наречий с приставками из, до, с
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Каштанова Наталья Александровна

Данный урок предназначен для учащихся 6 (7) класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использую в своей работе адаптивную систему обучения (АСО).

Методика АСО при объяснении нового материала.

Объяснение нового материала — это всегда праздник для моих ребят, это всегда необычный урок. Я обучаю всех учащихся класса, объясняя новый материал 3-5 минут. Затем закрепление нового материала. И даю 1-ый контроль усвоения темы. Это могут быть устные рассуждения по алгоритму на данное правило, комментированное письмо, интерактивные задания и т. д.

Ученики, усвоившие материал, а их 3-4 человека, уходят на самостоятельную работу, которой управляет учитель. Ученик сам выбирает задание. Идет выполнение заданий с адаптацией. Можно увеличить работу в сторону объема, а можно — в сторону трудности.

Следующий этап урока — это второй этап объяснения нового материала. Небольшая часть учащихся на самостоятельной работе, а остальным ученикам я снова объясняю новый материал. На этом этапе урока стараюсь заинтересовать ребят, применяю игры: «Подбери словечко», «Подумай и ответь». Использую мультимедийный комплекс (компьютер, проектор и экран). Эта работа дает свои результаты. Затем 2-ой контроль усвоения. И число ребят, усвоивших новую тему, увеличивается, т. е. увеличивается количество учащихся, находящихся на самостоятельной работе.

Для детей, не усвоивших еще новый материал, объясняю тему в третий раз. Это 3-ий этап объяснения нового материала. На этом этапе урока использую игры, схемы, алгоритмы и т. д., которые помогают ребятам понять сложный мир русского языка, учат думать не только головой, но и «глазами», т. е. стараюсь научить видеть в обыкновенном необычное, новое. Затем даю третий контроль усвоения нового материала.

Четвертый этап урока — общий контроль усвоения нового материала. Я «отключаю» от самостоятельной работы учащихся (эту самостоятельную работу они продолжают на следующий день в классе независимо от остальных учащихся). Применяю такие виды контроля: тестирование, графический диктант, словесные игры, электронные таблицы, кроссворды с использованием мультимедийного комплекса и ЭОР.

Пятый этап урока — домашнее задание. Дается дифференцированное домашнее задание, т.е. по степени усвоения нового материала.

Преимущества АСО при объяснении нового материала:

· дифференцированный подход уже на этапе объяснения нового материала;

· полная занятость всех учащихся;

· осуществляется высокий уровень постепенного усвоения темы в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;

· дифференцированное домашнее задание (снимается перегрузка).

На своих уроках я предпочитаю живое общение с детьми, так как оно в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. В моем классе дети с разными типами репрезентативной системы, поэтому кому-то необходимо послушать (аудиалы), кому-то записать в тетрадь необходимую информацию (кинестетики), а кому-то из детей посмотреть на доску (визуалы). Учащимся визуального типа необходимо «видеть” ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Они лучше воспринимают письменные инструкции, нежели вербальные устные рекомендации. Им нужно зрительно представлять задания. Учащиеся аудиального типа легче воспринимают информацию на слух. Они предпочитают устные объяснения. Им нужен звук. Они не должны получать тишину. Кинестетикам требуется движение.

Аудиальный — учится посредством восприятия информации на слух.

Визуальный — учится посредством зрительного восприятия информации.

Кинестетический — учится на собственном деятельном опыте.

Некоторые дети демонстрируют визуальное предпочтение, другие – слуховое. Одни быстрее приходят к решению проблемы, рисуя картинки, а не произнося слова, другие предпочитают решать проблему, вспоминая собственные ощущения.

Как было сказано выше, на уроке я выделяю три группы учащихся, отличающихся различным уровнем усвоения материала на данный момент, уровнем работоспособности и темпом работы. Это так называемые группы «сильных», «средних» и «слабых» учеников. К «сильным» относятся учащиеся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, с высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе, ориентация на самостоятельность учащихся. К группе «средних» относятся учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений, со средними показателями успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным является работа по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизация школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд. К группе «слабых» относятся учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений. В эти группы попадают учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам. Наибольших усилий требует работа со школьниками этой группы. Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении внутри самих групп.

Выделяя «сильных» учеников, я создаю интеллектуальный фон класса. Это повышает интерес к знаниям, делает их ценными и привлекательными для детей, развивает способности и таланты, формирует основу для выбора будущей профессии. Для «сильных» учеников подбираю и специальные задания, и увлекательную дополнительную литературу. Поэтому в классе не останется незаинтересованных.

На всех этапах урока используются наглядные материалы. Это могут быть презентации, таблицы, плакаты, образцы рассуждений и т.д., что позволяет наглядно познакомиться со структурой определения, с правилом. Это материал для наблюдений и анализа. Поэтому работа с правилами идет целенаправленно. Так, при многократном повторении учителем и учениками действия, не требующего большой затраты времени, до сознания каждого ученика будет доведено содержание правила, причем настолько, что сильные ребята, еще не взглянув в учебник, могут сказать его, а слабые подготовлены к его сознательному восприятию. В презентации процесс пользования правилом показывается в буквальном смысле, затем под руководством учителя ученик воспроизводит последовательность операций на ряде примеров, отмечая условия орфограммы. Презентации, таблицы позволяют показать способы образования наречий, что также способствует осмысленному восприятию нового материала.

Для предупреждения и преодоления орфографических ошибок необходимо больше писать, постоянно рассуждая строго определенным образом. Вовлечь в эту работу весь класс можно при условии письменного комментирования, в результате которого развивается орфографическая зоркость, ускоряется процесс выработки навыков. Незаменимо это умение для эффективной проверки текста самим учеником. Научить письменному комментарию -значит научить пользоваться правилами. Это важно для тех, у кого нет языкового чутья, для «от природы» неграмотных. Презентации, таблицы, схемы на определенных этапах урока дают образец, как рассуждать, одновременно напоминая само правило. Таблица -это обобщенный материал для наблюдений и толчок для тренировочных работ.

Презентация заинтересовывает. Детям интересно наблюдать, как все изменяется, им интересно расшифровать, читая условные обозначения. Это укрепляет веру в себя, в свои возможности. Учащиеся сами с интересом составляют презентации.

Кроме того, презентации позволяют сформулировать тему и цель урока. Она может служить опорным материалом для учителя во время урока.

На уроке использую работу в статических парах. Это 2 человека, сидящие за одной партой. Идет работа в динамических парах. Это 4 человека, сидящие за соседними партами (1 и 2 парты, 3 и 4 парты и т.д.). Такая работа в парах повышает активность учащихся. Дети получают возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, проверять, оценивать, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится неотъемлемым элементом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров. На уроке создается атмосфера для естественного общения детей. Идет коллективное взаимодействие всех членов группы.

Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся. Фактически основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности учащихся, но под моим общим направляющим руководством в ходе совместного взаимодействия.

Использование разных методик на уроке дает хороший уровень усвоения теории, так как значительно увеличивается время на тренировку, что обеспечивает прочность практических навыков. Идет обучение (индивидуальное) приемам самостоятельной работы. Обучение ориентируется на понимание, осмысление.

Цель урока: знать и понимать орфограмму «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-». Уметь применять правило, изученное на уроке.

Задачи урока:

Обучающие:совершенствование навыков написания наречий.

— развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;

— развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;

— развитие способностей к самостоятельному труду;

— развитие познавательного интереса.

— воспитание культуры общения, речи и поведения;

— вызвать заинтересованность в получении знаний;

— побудить учащихся к активности;

— закрепить уверенность в успехе.

Тип урока:объяснение нового материала (адаптивная система обучения).

Формы работы учащихся:принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы, работы в статических и динамических группах.

Необходимое техническое оборудование:

— раздаточный материал по теме «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-» (приложение 1, 2); сигнальные карточкис красной и синей сторонами; «светофорчики» (зеленый — ученик на самостоятельной работе, красный — нужна помощь учителя); кубик, на гранях которого написано:1 грань «суффикс -о», 2 грань «суффикс -а», 3 грань «приставки из-(ис-), до-, с-(со-)», 4 грань «приставки в-(во-), на-, за-», 5 грань «корни -сух-, -лев-, -чист-», 6 грань «корни -давн-, -прав-, -долг-»; презентация, таблицы.

Ход урока.

Слово учителя:Сегодня у нас необычный урок. У нас новая тема. Запишите число, классная работа и тему урока «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-».

Возьмите простой карандаш, поставьте знак вопроса над теми словами в нашей теме урока, где стоит проблема урока и вытекает цель урока. Какова же цель урока?

Дети отвечают:Должны научиться выбирать букву О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-.

Творческая работа в динамических парах.

На партах у детей лежат кубики.

Слово учителя:Задание.Из кубиков построить слова, записать их. На конце наречий запишите

Слово учителя:У вас на столах лежит кроссворд «Спрятанное слово». Разгадайте кроссворд, заменив словосочетания синонимом-наречием (приложение 2). Я вам диктую, а вы заменяете.

1. Невнимательно слушать.

2. Умышленно, чтобы разозлить.

3. Опять, вновь, ещё раз сказать.

4. В левую сторону идти.

5. Скосить глаза.

6. С целью, с умыслом сделать.

7. Как из рога изобилия.

8. Под горячую руку попасть.

9. Из далёких мест приехать.

10. Неожиданно, вдруг появиться.

11. Заблаговременно, заранее пришёл.

12. По левую руку (сторону) сидеть.

13. Вероломно, из-за угла напасть.

14. Безразлично, вяло слушать.

15. Петляюще, извиваясь течёт река.

16. На заре, ни свет ни заря встать.

Слово учителя:Проверяем! Если вы отгадали правильно, у вас должно получиться слово, от которого зависит правописание наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-. Что же это за слово?

Дети отвечают:Словообразование.

Слово учителя:Вернёмся к кубикам. Правильно ли вы в начале урока записали наречия? (дети отвечают)

Домашнее задание:

1 группа: написать лингвистическую сказку на изученную орфограмму.

2 группа: доделать задание на карточках и сочинить лингвистическую сказку.

3 группа: сделать все задания на карточках.

Слово учителя:Достигли ли мы цели урока? Научились выбирать гласные на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-? (дети отвечают) Урок окончен. Всем спасибо. Молодцы!

Проверь себя!

Замените словосочетания наречиями с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за- с суффиксами о или а на конце. Определите способ образования.

Образец: идти в правую сторону вправо (приставочно-суффиксальный).

1. Раскалить до красного цвета _________________ (_________________);

2. Расстаться на долгое время _________________ (_________________);

3. Переписать окончательно _________________ (_________________);

4. Идти в левую сторону _________________ (_________________);

5. Знать с давних времён _________________ (_________________);

6. Встретить кого-то еще раз _________________ (_________________);

7. Хорошо покушать _________________ (_________________);

8. Пока еще светло, не стемнело _______________ (_________________).

Проверь себя!

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните

правописание, определите способ образования наречия.

3. (до)статочн__, 4. (с)прав__,

5. (до)темн__, 6. (до)стойн__,

7. (за)светл__, 8. (из)далек__,

9. (на)мертв__, 10. (до)словн__,

11. (на)чист__, 12. (за)нов__,

13. (до)сух__, 14. (на)глух__,

15. (в)прав__, 16. (до)красн__,

17. (ис)кос__, 18. (за)прост__,

19. (с)горяч__, 20. (на)черн__.

Проверь себя!

Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. Графически объясните знаки препинания в предложениях. Сделайте морфемный разбор слов.

1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом. (А. Гайдар)

2. Небо было раскалено почти добел__ . (М. Горький)

3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ . (В. Короленко)

4. Изредк__ из тумана возникало 2 одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин)

5. Сгоряч__ 2 не добудешь калача. (Русская пословица)

6. Дверь, в которую будешь входить, не захлопывай наглух__. (Узбекская поговорка)

7. Рыбак рыбака видит издалек__ . (Русская пословица)

8. Кирила Петрович заезжал запрост__ в домишко своего старого товарища. (А. Пушкин)

9. Хата эта была занов__ покрыта камышом, подправлена. (Л. Толстой)

10. Через два часа наступление возобновилось сызнов__ . (М. Шолохов)

11. Издавн__ русские считались 2 храбрыми воинами. (А. Толстой)

12. Курицу досыт__ не накормишь, а девицу не нарядишь.(Русская пословица)

Продолжите лингвистическую сказку.

Жили-были в Стране Наречий приставки В-, На-, За-, Из-, До-, С- и суффиксы -О, -А. Жили они в мире, ходили друг к другу в гости… Но всё это было до недавнего времени. Что же случилось?

Скачать:

ВложениеРазмер
narechiya.pptx469.85 КБ
urok_bukvy_o_a_na_konce_narechiy_s_pristavkami_iz_do_s.docx73.53 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 7 г. Красногорска Московской области Тема : «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-( ис -), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-» для учащихся 6 (7) класса. Автор: Каштанова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Тема урока: « Буквы О и А на конце наречий с приставками из- ( ис -), до- , с- (со-), в-(во-), на-, за-»

Цель урока: научиться выбирать буквы О и А на конце наречий с приставками из- ( ис -), до- , с- (со-), в-(во-), на-, за-

Обратимся к таблицам. Цель: выяснить способы образования наречий

досрочный → досрочно свежий → свежо певучий → певуче искренний → искренне испытанный → испытанно крепкий → крепко

Наречия образуются от прилагательных, полных причастий суффиксальным способом с помощью суффиксов -о , -е

простой → за прост о новый → на нов о скорый → в скор е

Н аречия на -о и -е также образуются приставочно-суффиксальным способом

Задание. Определите , каким способом образованы наречия

издалека доходчиво снова дословно сначала начисто изменчиво сгоряча рассеянно доверчиво

Проанализируем таблицу с целью выяснения условия выбора букв о-а в наречиях

издалека ← далекий исправно ← исправный докрасна ← красный изнеженно ← изнеженный снова ← новый доверчиво ← доверчивый сначала ← начало связно ← связный Приставочно- суффиксальный Суффиксальный

СНАЧАЛ… В наречии «сначала» я увидела орфограмму: «Буквы о-а на конце наречий». ? Здесь безударная гласная. Значит, здесь нужно правило. В наречии «сначала» есть приставка с-(со-). Ее не было в исходном слове «начало», она прибавлена вместе с суффиксом. П оэтому в наречии «сначала» на конце пишется буква а .

ДОСРОЧН… В наречии «досрочно» я увидела орфограмму: «Буквы о-а на конце наречий». ? Здесь безударная гласная. Значит, здесь нужно правило. В наречии «досрочно» есть приставка до-, которая была в исходном слове «досрочный». П оэтому в наречии «досрочно» на конце пишется буква о .

ВПРАВ… В этом наречии есть приставка в-. Она не влияет на выбор букв о-а. ? Если есть приставки в- (во-), на-, за-, на конце наречий всегда пишется буква о . Значит , в наречии «вправо» пишу на конце о .

из-( ис -) до- с-(со-) наречие ? из-( ис -) до- с-(со-) наречие

в-(во-) на- за- наречие всегда

Посмотрите, как выделяется орфограмма: Досуха (от сухой – без прист.) Досрочно (от досрочный – с прист.)

досуха наглухо извилисто доверчиво

Раскалить добела ( белый, без приставки ). Изредка рассказывать ( редкий, без приставки ). Доверчиво посмотрел ( доверчивый, с приставкой ). Повернуть налево ( левый, на- не влияет ).

1. С начал а думай, потом пиши ( от слова «начало», без приставки ). 2. В нашей стране из давн а ( от слова «давний», без приставки ) любят ржаной хлеб . 3. Маленькая речушка петляет, поворачивает и в прав о ( от слова «правый», без приставки, в-(во-), на-, за- не влияют ), и в лев о ( от слова «левый», без приставки, в-(во-), на-, за- не влияют ).

затемно изменчиво расчётливо слегка дочерна ( от слова «темный», суффиксальный способ ) ( от слова «легкий», суффиксальный способ ) ( от слова «черный», суффиксальный способ )

Образец : расстаться на долгое время = на долго расстаться

Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть = до сыта поесть Выехать, пока еще светло, не стемнело = за светло выехать Навещать нечасто, редко = из редка навещать Приходить в гости без стеснений = за просто приходить

В пылу спора, под горячую руку обидеть = с горяча обидеть С давних пор, с незапамятных времен сеять = из давна сеять Встретить гостеприимно, с распростертыми объятиями = радушно встретить

Игра «Найди словечко!». Выписать наречия на изученное сегодня правило с теми словами, от которых они зависят

Это словосочетания: занята снова спокойно покинул

Кроссворд «Спрятанное слово » Разгадайте кроссворд, заменив словосочетания синонимом-наречием

1. Невнимательно слушать. 2. Умышленно , чтобы разозлить. 3. Опять , вновь, ещё раз сказать. 4. В левую сторону идти. 5. Скосить глаза. 6. С целью, с умыслом сделать. 7. Как из рога изобилия. 8. Под горячую руку попасть. 9. Из далёких мест приехать. 10. Неожиданно , вдруг появиться. 11. Заблаговременно , заранее пришёл. 12. По левую руку (сторону) сидеть. 13. Вероломно , из-за угла напасть. 14. Безразлично , вяло слушать. 15. Петляюще , извиваясь течёт река. 16. На заре, ни свет ни заря встать.

р а С с е я н н о з а н О в о н а з Л о в л е В о и с к О с а н а р О ч н о и з о Б и л ь н о с г о Р я ч а и з д А л е к а в н е З а п н о з а д О л г о с л е В а к о в А р н о р а в Н о д у ш н о и з в И л и с т о з а с в Е т л о

Домашнее задание 1 группа: дописать лингвистическую сказку на изученную орфограмму. 2 группа: доделать задание на карточках и сочинить лингвистическую сказку . 3 группа: сделать все задания на карточках.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 7 г. Красногорска Московской области

Тема: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-» для учащихся 6 (7) класса.

Автор: Каштанова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Пояснительная записка к уроку.

Данный урок предназначен для учащихся 6 (7) класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использую в своей работе адаптивную систему обучения (АСО).

Методика АСО при объяснении нового материала.

Объяснение нового материала — это всегда праздник для моих ребят, это всегда необычный урок. Я обучаю всех учащихся класса, объясняя новый материал 3-5 минут. Затем закрепление нового материала. И даю 1-ый контроль усвоения темы. Это могут быть устные рассуждения по алгоритму на данное правило, комментированное письмо, интерактивные задания и т. д.

Ученики, усвоившие материал, а их 3-4 человека, уходят на самостоятельную работу, которой управляет учитель. Ученик сам выбирает задание. Идет выполнение заданий с адаптацией. Можно увеличить работу в сторону объема, а можно — в сторону трудности.

Следующий этап урока — это второй этап объяснения нового материала. Небольшая часть учащихся на самостоятельной работе, а остальным ученикам я снова объясняю новый материал. На этом этапе урока стараюсь заинтересовать ребят, применяю игры: «Подбери словечко», «Подумай и ответь». Использую мультимедийный комплекс (компьютер, проектор и экран). Эта работа дает свои результаты. Затем 2-ой контроль усвоения. И число ребят, усвоивших новую тему, увеличивается, т. е. увеличивается количество учащихся, находящихся на самостоятельной работе.

Для детей, не усвоивших еще новый материал, объясняю тему в третий раз. Это 3-ий этап объяснения нового материала. На этом этапе урока использую игры, схемы, алгоритмы и т. д., которые помогают ребятам понять сложный мир русского языка, учат думать не только головой, но и «глазами», т. е. стараюсь научить видеть в обыкновенном необычное, новое. Затем даю третий контроль усвоения нового материала.

Четвертый этап урока — общий контроль усвоения нового материала. Я «отключаю» от самостоятельной работы учащихся (эту самостоятельную работу они продолжают на следующий день в классе независимо от остальных учащихся). Применяю такие виды контроля: тестирование, графический диктант, словесные игры, электронные таблицы, кроссворды с использованием мультимедийного комплекса и ЭОР.

Пятый этап урока — домашнее задание. Дается дифференцированное домашнее задание, т.е. по степени усвоения нового материала.

Преимущества АСО при объяснении нового материала:

  1. дифференцированный подход уже на этапе объяснения нового материала;
  2. полная занятость всех учащихся;
  3. осуществляется высокий уровень постепенного усвоения темы в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;
  4. дифференцированное домашнее задание (снимается перегрузка).

На своих уроках я предпочитаю живое общение с детьми, так как оно в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. В моем классе дети с разными типами репрезентативной системы, поэтому кому-то необходимо послушать (аудиалы), кому-то записать в тетрадь необходимую информацию (кинестетики), а кому-то из детей посмотреть на доску (визуалы). Учащимся визуального типа необходимо "видеть” ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Они лучше воспринимают письменные инструкции, нежели вербальные устные рекомендации. Им нужно зрительно представлять задания. Учащиеся аудиального типа легче воспринимают информацию на слух. Они предпочитают устные объяснения. Им нужен звук. Они не должны получать тишину. Кинестетикам требуется движение.

Аудиальный — учится посредством восприятия информации на слух.

Визуальный — учится посредством зрительного восприятия информации.

Кинестетический — учится на собственном деятельном опыте.

Некоторые дети демонстрируют визуальное предпочтение, другие – слуховое. Одни быстрее приходят к решению проблемы, рисуя картинки, а не произнося слова, другие предпочитают решать проблему, вспоминая собственные ощущения.

Как было сказано выше, на уроке я выделяю три группы учащихся, отличающихся различным уровнем усвоения материала на данный момент, уровнем работоспособности и темпом работы. Это так называемые группы «сильных», «средних» и «слабых» учеников. К «сильным» относятся учащиеся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, с высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе, ориентация на самостоятельность учащихся. К группе «средних» относятся учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений, со средними показателями успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным является работа по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизация школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд. К группе «слабых» относятся учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений. В эти группы попадают учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам. Наибольших усилий требует работа со школьниками этой группы. Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении внутри самих групп.

Выделяя «сильных» учеников, я создаю интеллектуальный фон класса. Это повышает интерес к знаниям, делает их ценными и привлекательными для детей, развивает способности и таланты, формирует основу для выбора будущей профессии. Для «сильных» учеников подбираю и специальные задания, и увлекательную дополнительную литературу. Поэтому в классе не останется незаинтересованных.

На всех этапах урока используются наглядные материалы. Это могут быть презентации, таблицы, плакаты, образцы рассуждений и т.д., что позволяет наглядно познакомиться со структурой определения, с правилом. Это материал для наблюдений и анализа. Поэтому работа с правилами идет целенаправленно. Так, при многократном повторении учителем и учениками действия, не требующего большой затраты времени, до сознания каждого ученика будет доведено содержание правила, причем настолько, что сильные ребята, еще не взглянув в учебник, могут сказать его, а слабые подготовлены к его сознательному восприятию. В презентации процесс пользования правилом показывается в буквальном смысле, затем под руководством учителя ученик воспроизводит последовательность операций на ряде примеров, отмечая условия орфограммы. Презентации, таблицы позволяют показать способы образования наречий, что также способствует осмысленному восприятию нового материала.

Для предупреждения и преодоления орфографических ошибок необходимо больше писать, постоянно рассуждая строго определенным образом. Вовлечь в эту работу весь класс можно при условии письменного комментирования, в результате которого развивается орфографическая зоркость, ускоряется процесс выработки навыков. Незаменимо это умение для эффективной проверки текста самим учеником. Научить письменному комментарию − значит научить пользоваться правилами. Это важно для тех, у кого нет языкового чутья, для «от природы» неграмотных. Презентации, таблицы, схемы на определенных этапах урока дают образец, как рассуждать, одновременно напоминая само правило. Таблица − это обобщенный материал для наблюдений и толчок для тренировочных работ.

Презентация заинтересовывает. Детям интересно наблюдать, как все изменяется, им интересно расшифровать, читая условные обозначения. Это укрепляет веру в себя, в свои возможности. Учащиеся сами с интересом составляют презентации.

Кроме того, презентации позволяют сформулировать тему и цель урока. Она может служить опорным материалом для учителя во время урока.

На уроке использую работу в статических парах. Это 2 человека, сидящие за одной партой. Идет работа в динамических парах. Это 4 человека, сидящие за соседними партами (1 и 2 парты, 3 и 4 парты и т.д.). Такая работа в парах повышает активность учащихся. Дети получают возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, проверять, оценивать, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится неотъемлемым элементом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров. На уроке создается атмосфера для естественного общения детей. Идет коллективное взаимодействие всех членов группы.

Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся. Фактически основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности учащихся, но под моим общим направляющим руководством в ходе совместного взаимодействия.

Использование разных методик на уроке дает хороший уровень усвоения теории, так как значительно увеличивается время на тренировку, что обеспечивает прочность практических навыков. Идет обучение (индивидуальное) приемам самостоятельной работы. Обучение ориентируется на понимание, осмысление.

Цель урока: знать и понимать орфограмму «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-». Уметь применять правило, изученное на уроке.

Обучающие: совершенствование навыков написания наречий.

— развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;

— развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;

— развитие способностей к самостоятельному труду;

— развитие познавательного интереса.

— воспитание культуры общения, речи и поведения;

— вызвать заинтересованность в получении знаний;

— побудить учащихся к активности;

— закрепить уверенность в успехе.

Тип урока: объяснение нового материала (адаптивная система обучения).

Формы работы учащихся: принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы, работы в статических и динамических группах.

Необходимое техническое оборудование:

— раздаточный материал по теме «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-» (приложение 1, 2); сигнальные карточки с красной и синей сторонами; «светофорчики» (зеленый — ученик на самостоятельной работе, красный — нужна помощь учителя); кубик, на гранях которого написано:1 грань «суффикс -о», 2 грань «суффикс -а», 3 грань «приставки из-(ис-), до-, с-(со-)», 4 грань «приставки в-(во-), на-, за-», 5 грань «корни -сух-, -лев-, -чист-», 6 грань «корни -давн-, -прав-, -долг-»; презентация, таблицы.

Слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. У нас новая тема. Запишите число, классная работа и тему урока «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-».

Возьмите простой карандаш, поставьте знак вопроса над теми словами в нашей теме урока, где стоит проблема урока и вытекает цель урока. Какова же цель урока?

Дети отвечают: Должны научиться выбирать букву О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-.

Творческая работа в динамических парах.

На партах у детей лежат кубики.

Слово учителя: Задание. Из кубиков построить слова, записать их. На конце наречий запишите ао и поставьте точку над той буквой, которую вы бы выбрали.

Дети в четверках составляют слова и записывают их. Это наречия: издавна, досуха, дочиста, слева, справа, насухо, начисто, налево, направо, надолго, задолго, влево, вправо.

Слово учителя: Проверка. Читаем составленные слова. Вычеркиваем те, которые совпали. Читаем оставшиеся. А есть у кого-то еще слова? (дети отвечают) Ребята, а почему мы так с вами записали суффиксы наречий ао ?

Дети отвечают: Мы не знаем, какую гласную писать, т.к. они безударные. И по слуху нельзя различить: начист ао , направ ао .

Слово учителя: К нашим составленным словам мы еще вернемся в конце урока.

Анализ таблиц на экране.

Слово учителя: Обратимся к таблице. Цель: выяснить способы образования наречий.

Правописание суффиксов наречий

Правописание суф­фик­сов наре­чий свя­за­но со сло­во­об­ра­зо­ва­ни­ем и с поста­нов­кой уда­ре­ния в сло­вах этой части речи. Укажем пра­ви­ла напи­са­ния наре­чий с суф­фик­са­ми -о, -е, -а, -у и при­ве­дем таб­ли­цу с при­ме­ра­ми.

Многие суф­фик­сы наре­чий пишут­ся в зави­си­мо­сти от уда­ре­ния и от того, от какой осно­вы сло­ва и с помо­щью какой ещё мор­фе­мы они обра­зо­ва­ны.

Образование наречий с помощью суффиксов

Все наре­чия обра­зо­ва­ны от слов дру­гих частей речи. Так напри­мер, боль­шая груп­па наре­чий воз­ник­ла в резуль­та­те пере­хо­да грам­ма­ти­че­ских форм суще­стви­тель­ных:

  • зимой
  • пеш­ком
  • мигом

Многие наре­чия с суф­фик­са­ми -а, -о, -е, -у обра­зо­ва­ны суф­фик­саль­ным или приставочно-суффиксальным спо­со­бом от при­ла­га­тель­ных:

  • весё­лый → весело
  • далё­кий → издалека

Правописание суффиксов -а и -о

Как пра­ви­ло, суф­фик­сы наре­чий -а и -о ока­зы­ва­ют­ся без уда­ре­ния. Их напи­са­ние зави­сит от опре­де­лен­ной при­став­ки в мор­фем­ном соста­ве наре­чий. Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные суф­фик­сы наре­чий -а и -о, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом.

ПравилоВ наре­чи­ях с при­став­ка­ми из/ис-, до-, с- пишет­ся суф­фикс -а. В наре­чи­ях с при­став­ка­ми в-, на-, за- пишет­ся суф­фикс -о.

  • погля­ды­вать изредка,
  • свер­нуть вправо.

Суффикс -о пишем так­же в наре­чи­ях, кото­рые обра­зо­ва­ны от пол­ных форм каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных с любы­ми при­став­ка­ми:

  • безуспеш­ный → без­успешно,
  • отрыви­стый → отры­висто,
  • насиль­ствен­ный → насиль­ственно.

Когда пишутся суффиксы наречий -о и -е после шипящих?

В напи­са­нии суф­фик­сов наре­чий -о и -е важ­но заме­тить, что осно­ва сло­ва закан­чи­ва­ет­ся шипя­щим «ж», «ш», «ч», «щ» или глу­хим соглас­ным «ц». Выбор конеч­ных глас­ных зави­сит от уда­ре­ния в сло­ве.

Правописание суффиксов наречий

  • выпол­нить хорошо́,
  • выгля­дит моло́же,
  • рас­ска­зать вкра́тце.

Суффиксы наречий в сравнительной степени

Наречия на -о с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -е, -ее/-ей, -ше обра­зу­ют про­стую срав­ни­тель­ную сте­пень:

  • громко — гро­мче,
  • весело — веселее (веселей),
  • тонко — тоньше.

Безударный суф­фикс -е, как пра­ви­ло, обра­зу­ет срав­ни­тель­ную сте­пень наре­чий с осно­вой, кото­рая закан­чи­ва­ет­ся на -о. Вариант этой фор­мы име­ет при­став­ку по-:

  • высо­ко — выше, повыше,
  • жар­ко — жарче, пожарче,
  • слад­ко — сла́ще, посла́ще.

Правописание суффикса -у в наречиях

От крат­ких форм при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­став­ки по- (быв­ше­го пред­ло­га) и суф­фик­са -у обра­зо­ван ряд наре­чий:

  • подолгу гулять,
  • потихоньку пле­стись.

ПравилоВ наре­чи­ях с при­став­кой по- пишет­ся суф­фикс -у, а не -о.

Отметим, что на кон­це неко­то­рых наре­чий с при­став­кой с-/со- тра­ди­ци­он­но пишет­ся суф­фикс -у, а не -о:

  • дру­жить смолоду,
  • наткнуть­ся сослепу.

Ряд наре­чий с при­став­кой в- и конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ку име­ют в мор­фем­ном соста­ве суф­фикс -у:

  • бежать впри­прыжку,
  • кри­чать вдогонку,
  • пить чай впри­куску,
  • лежать вповалку

Для луч­шей нагляд­но­сти соста­вим ито­го­вую таб­ли­цу с при­ме­ра­ми пра­во­пи­са­ния суф­фик­сов наре­чий.


источники:

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/09/20/bukvy-o-a-na-kontse-narechiy-s-pristavkami-iz-do-s

https://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/pravopisanie-suffiksov-narechiy.html