Буква а и буква о на конце наречий

Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий» план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Буква а и буква о на конце наречий. Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий» план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему Буквы о и а на конце наречий.

Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Цели : познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв А и О на конце наречий с приставками, сформировать умение находить наречия на изученную орфограмму и правильно их писать.

  • познакомить учащихся с орфограммой «Буква О и А на конце наречий»;
  • научить применять её на практике;
  • расширить знания о способах образования наречий;
  • углубить представление об использовании наречий в языке;
  • развивать память, внимание, воображение;
  • развивать способность логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, формулировать высказывания;
  • воспитывать познавательный интерес;
  • прививать навыки самостоятельного овладения знаниями;
  • воспитывать культуру общения и поведения;
  • воспитывать уважительное отношение к языку.

Формат проведения : очный, с применением ИКТ.

  • дифференцированное обучение;
  • информационно-коммуникативные технологии.
  • настольный компьютер;
  • планшетный компьютер;
  • проектор.
  • М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. «Русский язык. 7 класс»;
  • раздаточный материал (карточки с морфемами, карточки с заданиями);
  • слайдовая презентация.

Аннотация к уроку :

Правописание наречий – один из наиболее сложных разделов орфографии. Данный урок знакомит учащихся с правилом написания наречий. В ходе занятия рассматривается правило выбора суффиксов О/А на конце наречий, формируются навыки его применения. Для оптимизации процесса обучения используются ИКТ. Визуальный материал способствует лучшему восприятию знаний учащимися, формирует навыки самостоятельной работы и самопроверки.

Используемые ресурсы, оборудование, материалы

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку.

Учащиеся приветствую учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний. Блиц-опрос.

1. Слово учителя:

«Сегодня мы продолжаем изучать такую важную и сложную тему, как наречия. Но прежде чем мы перейдём к новому материалу, давайте в форме блиц-опроса вспомним всё, что мы знаем об этой части речи» .

2. Демонстрируется слайд №1 с вопросами. Учитель задаёт вопросы.

3. Особое внимание акцентируется на последнем вопросе.

«Какие способы образования наречий вы знаете?

От каких частей речи образуются наречия?

С помощью каких морфем?

Какой способ, на ваш взгляд, самый продуктивный?»

4. Демонстрируется слайд №2.

Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают изученное о наречиях, называют способы образования наречий, приводят примеры.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

1. Работа с карточками. Учитель раздаёт карточки с морфемами и даёт задание:

— составить из них слова;

— определить морфемный состав наречий;

— распределить их на две группы;

— постараться увидеть закономерность деления их на группы.

2. Слово учителя: «Какие слова у вас получились? Давайте проверим». Демонстрируется слайд №3.

«В чём была основная трудность в составлении слов? Очевидно, в выборе суффиксов -О и -А на конце наречий. Действительно, чтобы правильно написать наречия с суффиксами -О и -А на конце, нужно знать определённое правило. Именно ему будет посвящён наш урок. Подводя итог нашей вступительной беседы, сформулируем тему и цель сегодняшнего урока.

Итак, тема урока – «Буквы -А и-О на конце наречий», а цель – научиться правильно писать эти наречия. Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему.

1. Учащиеся конструируют слова, сообщают о возникших трудностях.

2. Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.

4. Усвоение новых знаний.

1. Слово учителя: «Запишите в тетради в два столбика образованные вами наречия. Выделите в них приставки и суффиксы. Какую закономерность в употреблении суффиксов -О и -А вы заметили?Сформулируйте правило выбора суффиксов -О и -А в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом».

2. Учитель демострирует слайд №4, где в форме таблицы сформулировано правило. Особое внимание обращает на наречия, образованные суффиксальным способом.

Ученики выполняют задания, находят закономерность, выводят правило.

5. Первичное закрепление.

1. Учитель делит учеников на две группы и даёт задание: первая группа образует наречия с помощью приставок и суффикса -О, а вторая группа – с помощью приставок и суффикса -А.

Задание демонстрируется на слайде №5.

2. Слово учителя: «Ребята, вам, наверное, нелегко было без подглядывания в табличку с правилом выполнить это задание. Путались приставки, суффиксы. Но есть один ключик, который поможет нам легко запомнить правило выбора суффиксов -О и -А в наречиях. Этот ключ – слово «окно» .

Учитель демонстрирует слайд №6.

3. Работа с учебником. Учитель обращает внимание на правило выбора суффикса наречия в зависимости от способа его образования.

4. Творческая работа. Учитель предлагает выполнить задание, размещённое на слайде №7. После выполнения учащимися задания на слайде с заданием появляются правильные ответы.

1. Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Разделившись на пары, учащиеся осуществляют взаимопроверку.

2. Учащиеся с удивлением обнаруживают, насколько просто и легко можно запомнить правило с использованием волшебного слова.

3. Учащиеся заполняют таблицу из упражнения №245, ещё раз формулируют правило.

4. Учащиеся выполняют работу и сверяют свои ответы с изображенными на слайде.

М.Т. Баранов и др. «Русский язык. 7 класс»

6. Самостоятельная работа.

Учитель раздаёт карточки с заданиями.

Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Объясните правописание. Определите способ образования наречия.

Карточка №2, карточка №3.

Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.

Каждый учащийся выполняет своё задание.

с индивидуаль-ными заданиями

7. Рефлексия. Подведение итогов и оценка работы учащихся.

1. Слово учителя: «Давайте подведём итог сегодняшнего урока. Какие цели и задачи каждый из вас ставил перед собой в начале урока? Что нового вы сегодня узнали? Сформулируйте правило выбора суффикса -О и -А на конце наречий» .

2. Учитель оценивает работу класса и каждого ученика, ставит оценки.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.

8. Домашнее задание.

Учитель объясняет домашнее задание.

1. Выучить правило.

2. Выполнить упражнение №247.

3. Выполнить тест (ссылка).

Учащиеся записывают домашнее задание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает наречие? Морфологические признаки наречия. Чем наречие бывает в предложении? Назовите группы наречий по значению. Способы образования наречий.

Способы образования наречий 1) Приставочный : по + всюду — -> повсюду не + кстати — > некстати за + ранее — > заранее 2) Суффиксальный : быстрый + о — > быстро дословный + о — > дословно ползти + ком — > ползком 3) Приставочно-суффиксальный : по + новый + ому — > по-новому с + горячий+ а — > сгоряча в + правый + о — > вправо

Проверь себя! изредка добела снова вправо начисто затемно

На конце наречий, образованных с помощью приставок в — на- за- из- до- с- пишется о пишется а влево, набело, запросто издавна, досыта, слева Запомните : в некоторых наречиях с приставками из- до- с- на конце пишется О, если они образованы от прилагательных и существительных, у которых эти приставки уже есть. Например: доходчиво (доходчивый) , созвучно (созвучный), исправно (исправный)

Образуйте наречия с помощью указанных приставок и суффиксов левый правый долгий дорогой живой мёртвый светлый тёмный глухой крепкий скорый строгий сухой тугой пьяный сытый красный чистый давний редкий за- из- до- на- с- в- -о -а

Правило «окна» В- НА- ЗА- — О ИЗ- ДО- С- — А Для проверки написания наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом, можно использовать правило «окна». Вместо корня подставьте слово окно. Гласная на конце и будет искомым суффиксом. Например: досуха (до окна), заново (за окно), слева (с окна), направо (на окно)

Замените данные словосочетания синонимичными наречиями 1. плотно, сытно, вдоволь поесть 2. приходить в гости без стеснения 3. выехать, пока не стемнело 4. навещать нечасто 5. обидеть в пылу спора, под горячую руку 6. общаться высокомерно 7. обитать с давних пор 1. досыта 2. запросто 3. засветло 4. изредка 5. сгоряча 6. свысока 7. издавна

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Карточка №1 Вариант 1 В ставьте пропущенные буквы, объясните правописание, определите способ образования наречий: издавн . слев . достаточн . справ. нагол . засветл . начист . снов. сызмал . досух . наскор . накрепк . искос . наглух . сгоряч . дословн . достойн ..

Карточка №1 Вариант 2 В ставьте пропущенные буквы, объясните правописание, определите способ образования наречий: задолг . дочерн . замертв . влев . насух . зажив. сызмал . досрочн . созвучн . добел . наскор . налев . настрог . снов. доходчив. изредк . нагол ..

Замените словосочетания наречиями с приставками из до с в на за и суффиксами о или а на конце. Определите способ образования. Раскалить до красного цвета Р асстаться на долгое время Переписать окончательно Идти в левую сторону Знать с давних времён Встретить кого-то ещё раз Карточка №2 Вариант 1

Замените словосочетания наречиями с приставками из- до- с- в- на- за- и суффиксами -о или -а на конце. Определите способ образования. Приехать из далёких мест Смотреть высокомерно, недружелюбно Сделать специально, с умыслом Слушать безразлично, вяло Хорошо покушать Пока ещё светло, не стемнело Карточка №2 Вариант 2

Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. Идёт направ .. – песнь заводит, налев .. – сказку говорит. Издавн .. русские считались храбрыми воинами. Снов.. тучи надо мною собралися в вышине. Через два часа наступление возобновилось сызнов . Карточка №3 Вариант 1

Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. Полы были вытерты досух . Я словно занов .. родился. Окна вагона были наглух .. залеплены снегом. Он запрост .. заезжал в дом своего старого друга. Карточка №3 Вариант 2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».

Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микро.

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема «Буквы з и с на конце приставок».

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема «Буквы з и с на конце приставок».

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА»

Урок нацелен как на лингвистический анализ текста, так и на осмысление художественно текста через образы и средства художественной выразительности.

Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: «Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова» (http://metodisty.ru).

Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н.

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс) .

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему: » Буквы А и О на конце наречий с приставами С,- ИЗ, — ДО, — В, — НА, — ЗА -«

Цели урока.Образовательные: совершенствовать знания учащихся об особенност.

Разработка урока : Тема «Буквы о и а на конце наречий»

Цели, задачи урока:Образовательные: показать условия выбора правописания а-о на конце наречий ,повторить способы образования словРазвивающие: развитие навыков работы с текстом, логического.


источники:

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/27/metodicheskaya-razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-s