Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий» план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Цели : познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв А и О на конце наречий с приставками, сформировать умение находить наречия на изученную орфограмму и правильно их писать.
- познакомить учащихся с орфограммой «Буква О и А на конце наречий»;
- научить применять её на практике;
- расширить знания о способах образования наречий;
- углубить представление об использовании наречий в языке;
- развивать память, внимание, воображение;
- развивать способность логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, формулировать высказывания;
- воспитывать познавательный интерес;
- прививать навыки самостоятельного овладения знаниями;
- воспитывать культуру общения и поведения;
- воспитывать уважительное отношение к языку.
Формат проведения : очный, с применением ИКТ.
- дифференцированное обучение;
- информационно-коммуникативные технологии.
- настольный компьютер;
- планшетный компьютер;
- проектор.
- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. «Русский язык. 7 класс»;
- раздаточный материал (карточки с морфемами, карточки с заданиями);
- слайдовая презентация.
Аннотация к уроку :
Правописание наречий – один из наиболее сложных разделов орфографии. Данный урок знакомит учащихся с правилом написания наречий. В ходе занятия рассматривается правило выбора суффиксов О/А на конце наречий, формируются навыки его применения. Для оптимизации процесса обучения используются ИКТ. Визуальный материал способствует лучшему восприятию знаний учащимися, формирует навыки самостоятельной работы и самопроверки.
Используемые ресурсы, оборудование, материалы
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку.
Учащиеся приветствую учителя, проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация знаний. Блиц-опрос.
1. Слово учителя:
«Сегодня мы продолжаем изучать такую важную и сложную тему, как наречия. Но прежде чем мы перейдём к новому материалу, давайте в форме блиц-опроса вспомним всё, что мы знаем об этой части речи» .
2. Демонстрируется слайд №1 с вопросами. Учитель задаёт вопросы.
3. Особое внимание акцентируется на последнем вопросе.
«Какие способы образования наречий вы знаете?
От каких частей речи образуются наречия?
С помощью каких морфем?
Какой способ, на ваш взгляд, самый продуктивный?»
4. Демонстрируется слайд №2.
Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают изученное о наречиях, называют способы образования наречий, приводят примеры.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
1. Работа с карточками. Учитель раздаёт карточки с морфемами и даёт задание:
— составить из них слова;
— определить морфемный состав наречий;
— распределить их на две группы;
— постараться увидеть закономерность деления их на группы.
2. Слово учителя: «Какие слова у вас получились? Давайте проверим». Демонстрируется слайд №3.
«В чём была основная трудность в составлении слов? Очевидно, в выборе суффиксов -О и -А на конце наречий. Действительно, чтобы правильно написать наречия с суффиксами -О и -А на конце, нужно знать определённое правило. Именно ему будет посвящён наш урок. Подводя итог нашей вступительной беседы, сформулируем тему и цель сегодняшнего урока.
Итак, тема урока – «Буквы -А и-О на конце наречий», а цель – научиться правильно писать эти наречия. Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему.
1. Учащиеся конструируют слова, сообщают о возникших трудностях.
2. Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.
4. Усвоение новых знаний.
1. Слово учителя: «Запишите в тетради в два столбика образованные вами наречия. Выделите в них приставки и суффиксы. Какую закономерность в употреблении суффиксов -О и -А вы заметили?Сформулируйте правило выбора суффиксов -О и -А в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом».
2. Учитель демострирует слайд №4, где в форме таблицы сформулировано правило. Особое внимание обращает на наречия, образованные суффиксальным способом.
Ученики выполняют задания, находят закономерность, выводят правило.
5. Первичное закрепление.
1. Учитель делит учеников на две группы и даёт задание: первая группа образует наречия с помощью приставок и суффикса -О, а вторая группа – с помощью приставок и суффикса -А.
Задание демонстрируется на слайде №5.
2. Слово учителя: «Ребята, вам, наверное, нелегко было без подглядывания в табличку с правилом выполнить это задание. Путались приставки, суффиксы. Но есть один ключик, который поможет нам легко запомнить правило выбора суффиксов -О и -А в наречиях. Этот ключ – слово «окно» .
Учитель демонстрирует слайд №6.
3. Работа с учебником. Учитель обращает внимание на правило выбора суффикса наречия в зависимости от способа его образования.
4. Творческая работа. Учитель предлагает выполнить задание, размещённое на слайде №7. После выполнения учащимися задания на слайде с заданием появляются правильные ответы.
1. Учащиеся выполняют задание в тетрадях.
Разделившись на пары, учащиеся осуществляют взаимопроверку.
2. Учащиеся с удивлением обнаруживают, насколько просто и легко можно запомнить правило с использованием волшебного слова.
3. Учащиеся заполняют таблицу из упражнения №245, ещё раз формулируют правило.
4. Учащиеся выполняют работу и сверяют свои ответы с изображенными на слайде.
М.Т. Баранов и др. «Русский язык. 7 класс»
6. Самостоятельная работа.
Учитель раздаёт карточки с заданиями.
Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Объясните правописание. Определите способ образования наречия.
Карточка №2, карточка №3.
Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.
Каждый учащийся выполняет своё задание.
с индивидуаль-ными заданиями
7. Рефлексия. Подведение итогов и оценка работы учащихся.
1. Слово учителя: «Давайте подведём итог сегодняшнего урока. Какие цели и задачи каждый из вас ставил перед собой в начале урока? Что нового вы сегодня узнали? Сформулируйте правило выбора суффикса -О и -А на конце наречий» .
2. Учитель оценивает работу класса и каждого ученика, ставит оценки.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.
8. Домашнее задание.
Учитель объясняет домашнее задание.
1. Выучить правило.
2. Выполнить упражнение №247.
3. Выполнить тест (ссылка).
Учащиеся записывают домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает наречие? Морфологические признаки наречия. Чем наречие бывает в предложении? Назовите группы наречий по значению. Способы образования наречий.
Способы образования наречий 1) Приставочный : по + всюду — -> повсюду не + кстати — > некстати за + ранее — > заранее 2) Суффиксальный : быстрый + о — > быстро дословный + о — > дословно ползти + ком — > ползком 3) Приставочно-суффиксальный : по + новый + ому — > по-новому с + горячий+ а — > сгоряча в + правый + о — > вправо
Проверь себя! изредка добела снова вправо начисто затемно
На конце наречий, образованных с помощью приставок в — на- за- из- до- с- пишется о пишется а влево, набело, запросто издавна, досыта, слева Запомните : в некоторых наречиях с приставками из- до- с- на конце пишется О, если они образованы от прилагательных и существительных, у которых эти приставки уже есть. Например: доходчиво (доходчивый) , созвучно (созвучный), исправно (исправный)
Образуйте наречия с помощью указанных приставок и суффиксов левый правый долгий дорогой живой мёртвый светлый тёмный глухой крепкий скорый строгий сухой тугой пьяный сытый красный чистый давний редкий за- из- до- на- с- в- -о -а
Правило «окна» В- НА- ЗА- — О ИЗ- ДО- С- — А Для проверки написания наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом, можно использовать правило «окна». Вместо корня подставьте слово окно. Гласная на конце и будет искомым суффиксом. Например: досуха (до окна), заново (за окно), слева (с окна), направо (на окно)
Замените данные словосочетания синонимичными наречиями 1. плотно, сытно, вдоволь поесть 2. приходить в гости без стеснения 3. выехать, пока не стемнело 4. навещать нечасто 5. обидеть в пылу спора, под горячую руку 6. общаться высокомерно 7. обитать с давних пор 1. досыта 2. запросто 3. засветло 4. изредка 5. сгоряча 6. свысока 7. издавна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Карточка №1 Вариант 1 В ставьте пропущенные буквы, объясните правописание, определите способ образования наречий: издавн . слев . достаточн . справ. нагол . засветл . начист . снов. сызмал . досух . наскор . накрепк . искос . наглух . сгоряч . дословн . достойн ..
Карточка №1 Вариант 2 В ставьте пропущенные буквы, объясните правописание, определите способ образования наречий: задолг . дочерн . замертв . влев . насух . зажив. сызмал . досрочн . созвучн . добел . наскор . налев . настрог . снов. доходчив. изредк . нагол ..
Замените словосочетания наречиями с приставками из до с в на за и суффиксами о или а на конце. Определите способ образования. Раскалить до красного цвета Р асстаться на долгое время Переписать окончательно Идти в левую сторону Знать с давних времён Встретить кого-то ещё раз Карточка №2 Вариант 1
Замените словосочетания наречиями с приставками из- до- с- в- на- за- и суффиксами -о или -а на конце. Определите способ образования. Приехать из далёких мест Смотреть высокомерно, недружелюбно Сделать специально, с умыслом Слушать безразлично, вяло Хорошо покушать Пока ещё светло, не стемнело Карточка №2 Вариант 2
Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. Идёт направ .. – песнь заводит, налев .. – сказку говорит. Издавн .. русские считались храбрыми воинами. Снов.. тучи надо мною собралися в вышине. Через два часа наступление возобновилось сызнов . Карточка №3 Вариант 1
Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. Полы были вытерты досух . Я словно занов .. родился. Окна вагона были наглух .. залеплены снегом. Он запрост .. заезжал в дом своего старого друга. Карточка №3 Вариант 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».
Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микро.
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема «Буквы з и с на конце приставок».
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема «Буквы з и с на конце приставок».
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА»
Урок нацелен как на лингвистический анализ текста, так и на осмысление художественно текста через образы и средства художественной выразительности.
Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: «Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова» (http://metodisty.ru).
Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н.
Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)
Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс) .
Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему: » Буквы А и О на конце наречий с приставами С,- ИЗ, — ДО, — В, — НА, — ЗА -«
Цели урока.Образовательные: совершенствовать знания учащихся об особенност.
Разработка урока : Тема «Буквы о и а на конце наречий»
Цели, задачи урока:Образовательные: показать условия выбора правописания а-о на конце наречий ,повторить способы образования словРазвивающие: развитие навыков работы с текстом, логического.
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/27/metodicheskaya-razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-s